joomla 1.6

Журнал «Транзит.Кz»

 

  • Более 12 лет успешной работы!
  • Все ключевые события в стране и в мире
  • Информация на русском и казахском языках
  • КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Подробнее...

Транзитная реклама

Акция:

при подписании годового контракта – скидка 20% 

Подробнее...

Контактная информация

Адрес:050008 г.Алматы,ул.Манаса 22Б,оф.36 ТОО"Алемтранзит" 
Тел: 8 727 379-90-70

Тел в Астане: 8(7172)600-590

Посмотреть на карте...

Инфраструктура

Замыкая круг

31 мая 2018 года с плана строительства Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД) была сметена многолетняя пыль – представители государственных структур и бизнеса в торжественной обстановке дали старт возведению объездной дороги вокруг южной столицы. Этот масштабный проект, реализуемый благодаря государственно-частному партнерству, позволит увеличить пропускную транзитную способность региона, через который проходят грузы из Китая.

Нажимая на символическую кнопку начала строительства, высокие гости не могли сдержать улыбок – позади 16 лет длительных переговоров, корректировок плана и бесконечного поиска желающих вложить силы и средства в проект.

Курс на увеличение транзита

С начала нулевых годов Казахстан постепенно погружался в пучину транспортного кризиса – объем транзитных перевозок из Китая в Европу увеличивался, дороги быстро приходили в негодность из-за того, что не были рассчитаны на нагрузку. Но тяжелее всего пришлось городу Алматы, который стоял на пути самого оживленного транзита – из Китая в Россию и Европу. Мегаполис, несмотря на транспортные развязки, превращался в зону сплошных дорожных заторов. Аналитики подсчитали, что среднестатистический водитель в Алматы ежедневно простаивал и продолжает простаивать в пробках один час!

Эксперты утверждают, что в 2002 году каждый день на дорогах южной столицы находилось около 900 тыс. автомобилей, половину из которых составляли гости города. Строительство кольцевой автодороги позволило бы разгрузить магистрали Алматы и направить в объезд почти 50 тыс. машин.

 

В 2002 году при корректировке Генерального плана города был заложено строительство Большой Алматинской кольцевой автодороги. Шестиполосная магистраль первой категории, длиной 65,5 километра, должна стать частью международного автомобильного коридора Западная Европа – Западный Китай.

Старт через 16 лет

В результате был создан план кольцевой автодороги (точнее даже полукольца), которая пройдет по территории Карасайского, Илийского и Талгарского районов Алматинской области. Данная дорога должна разгрузить городские улицы и направить транспортные потоки в обход Алматы. Городские власти планировали сдать дорогу к 2009 году, причем построить за счет собственного бюджета. В случае нехватки денег предполагался вариант вливания дополнительных средств из государственного бюджета.

По данным тех лет, строительство БАКАДа обошлось бы в 75–100 млрд тенге. Стало ясно, что ни городская казна, ни областная такие траты не сможет себе позволить. Так проект получил статус республиканского. При этом он должен был стать первым проектом строительства автомобильной дороги, с применением механизмов государственно-частного партнерства.

В 2005 году был принят план возведения первого в стране скоростного автобана Щучинск – Астана. Два масштабных проекта стали слишком затратны для республики. БАКАД «уступил» северному проекту, поэтому сроки с 2009-го отодвинулись на 2012 год.

Но это не единственное препятствие на пути к реализации проекта. Несовершенство земельного законодательства РК и ряд других особенностей закона (в частности, компенсация инвестиционных затрат концессионера) в середине нулевых годов отпугнули потенциальных инвесторов.

Поясним. В 2009 году до конца не были выкуплены 742 земельных участка. Как известно, выкуп земель – процесс долгий и трудоемкий. Это 742 индивидуальных собственника, которые зачастую не согласны с оценкой стоимости их территорий. Иностранные инвесторы не преминули об этом сообщить представителям казахстанских властей.

В данный момент все земельные участки выкуплены, споры с владельцами улажены. И иностранные концессионеры могли начинать строительство без риска судебных волокит со стороны владельцев участков. Это стало также возможно благодаря тому, что в середине 2014 года в законы РК «О концессиях» и бюджетное законодательство были внесены необходимые изменения.

Затем в 2008 году разразился мировой финансовые кризис, который ощутил на себе и Казахстан. Проект был отложен решением акимата Алматы в долгий ящик до 2018 года.

В текущем году на сайте Премьер-министра РК наконец появилась информация о запуске проекта.

Утром стулья, вечером деньги

В феврале 2018 года в Министерстве по инвестициям и развитию РК было объявлено – договор концессии на строительство и эксплуатацию БАКАДа заключен с консорциумом турецких и корейских компаний Alsim Alarko – Makyol – SK – Korean Expressway Corporation, имеющих многолетний опыт возведения крупных объектов. Структура концессии: «строительство – управление – передача».

Проект будет строиться на средства концессионеров (40%) и их кредитные займы. Это 512,3 млрд тенге. Государство же компенсирует затраты после окончания строительства – с 2022 по 2037 годы.

К слову, деньги эти – не совсем из бюджета, так как средства будут взиматься с автовладельцев. В Министерстве по инвестициям и развитию РК в апреле 2018 года было заявлено, что для легковых автомобилей установят плату в размере 200 тенге, грузовых – от 280 тенге. При этом ежесуточная загруженность БАКАДа составит 38 тысяч автотранспортных средств.

ГЧП – основа успеха

Официальный старт строительству Большой Алматинской кольцевой автодороги был дан 31 мая 2018 года.

В приветственной речи первый заместитель Премьер-министра Казахстана Аскар Мамин подчеркнул, что строительство БАКАД является одним из крупнейших инфраструктурных проектов в истории страны. По его словам, проект отражает новый этап развития экономики Казахстана, ее успешного взаимодействия с государственным и частным сектором.

На торжественном открытии гости отметили, что проект поможет в реализации Послания Президента РК Нурсултана Назарбаева «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». Как известно, Елбасы поставил задачу довести ежегодные доходы от транзита до 5 млрд долларов. Для решения этой задачи необходимо улучшить местную сеть автодорог.

Как сообщили представители компаний-строителей, в плане представлено возведение пяти развязок, 21 моста, 18 виадуков и других автодорожных сооружений.

Подготовительный этап продолжится до 2019 года, после которого начнутся земляные и мостовые работы.

Проведение освещения дороги и прочие дополнительные работы планируется начать в 2022 году. В 2023-м комиссия примет кольцевую и протестирует ее.

В пиковые моменты строительства на объекте будут работать более трех тысяч человек, большая часть из которых (90%) казахстанцы. Около двух тысяч рабочих мест будет создано после сдачи «кольца» в эксплуатацию.

Большой старт

С начала строительства прошло три с половиной месяца. По Алматы подготовительные работы завершены. Заместитель председателя Комитета МИР РК Амангельды Беков сообщил, в 2019 году начнутся работы на территории области, то есть буден дан старт по подготовке выхода на БАКАД. Между тем на первых десяти километрах кольцевой автодороги уже начались работы. А до конца года на всех 66 километрах будет вестись строительство.

Однако сроки сдачи автодороги планируется изменить. Аким Алматы Бауыржан Байбек на основе анализа данных строительства предположил, что строительство БАКАДа возможно завершить до 2020 года.

Успех строительства БАКАДа как примера взаимодействия государства и частных компаний станет образцом для остальных проектов в Казахстане.