joomla 1.6

Журнал «Транзит.Кz»

 

  • Более 12 лет успешной работы!
  • Все ключевые события в стране и в мире
  • Информация на русском и казахском языках
  • КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Подробнее...

Транзитная реклама

Акция:

при подписании годового контракта – скидка 20% 

Подробнее...

Контактная информация

Адрес:050008 г.Алматы,ул.Манаса 22Б,оф.36 ТОО"Алемтранзит" 
Тел: 8 727 379-90-70

Тел в Астане: 8(7172)600-590

Посмотреть на карте...

Взгляд эксперта

Оснований для ажиотажа нет

В предыдущем материале мы рассмотрели ситуацию с перевозками угля со стороны участников этого процесса. Но в любом деле важен анализ независимого лица. В своей новой рубрике «Взгляд эксперта» мы будем давать возможность компетентным лицам выражать свое мнение по поводу той или иной актуальной темы.

В ходе подготовки к отопительному сезону важно учитывать уроки пережитой зимы и не допустить повышения цен на твердое топливо и перебоев с его поставками. О том, какие проблемы выявил прошлогодний опыт, и как мобилизовать усилия, чтобы в холодное время года в домах жителей было тепло, – в нашей беседе с исполнительным директором Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николаем Радостовцем.

 

– Николай Владимирович, что, на ваш взгляд, повлияло на резкий рост цен на уголь в прошлый отопительный сезон?

– Скачок розничных цен и локальный дефицит коммунально-бытового угля в некоторых регионах, произошедшие в сентябре – начале октября прошлого года, обусловил ряд факторов. Прежде всего повлияли холода, наступившие раньше обычных сроков отопительного сезона, которые привели к одномоментному повышению спроса на коммунально-бытовой уголь со стороны населения. Свою роль в сложившейся ситуации сыграли дефицит подвижного состава под погрузку угля, поздний закуп угля населением, а также спекуляции посреднических структур на розничном рынке.

– Выводы были сделаны, разработан алгоритм работы для уполномоченных структур. Насколько они эффективны, по-вашему?

– Чтобы не допустить подобного повышения цен в пиковые периоды и дефицита социально значимого товара, в этом году Правительство РК приняло ряд мер по улучшению функционирования рынка угля. Министерства энергетики, по инвестициям и развитию создали штаб, который отслеживает подготовку к отопительному периоду. Минэнерго ежедневно проводит мониторинг нормативных запасов топлива на электростанциях страны, Министерство по инвестициям и развитию, в свою очередь, – добычи и отгрузки угля с угледобывающих организаций и с отгрузкой угля коммунально-бытовым предприятиям и населению. МИР РК совместно с АО «НК «ҚТЖ» контролируют обеспечение вагонов под погрузку. Акиматы ведут большую работу по улучшению функционирования розничной торговли углем.

Кроме того, Министерства энергетики и национальной экономики провели ряд встреч с руководителями угольных компаний, на которых не только заблаговременно определили объемы поставок, но и внесли предложения по совершенствованию биржевого законодательства, чтобы повысить прозрачность рынка реализации. Объемы твердого топлива, накопленного угледобывающими компаниями в этом году, намного больше, чем в прошлом.

Таким образом, вопрос обеспечения углем коммунально-бытовых предприятий и населения находится под постоянным контролем Правительства, профильных ведомств, акиматов. Поэтому нет никаких оснований ожидать жестких колебаний цен и дефицита на рынке. Единственное – мы призываем энергоснабжающие организации и население закупать уголь заранее, не дожидаясь холодов, чтобы не создавать ажиотажа, поскольку уголь является сезонным товаром.

– Не будет ли дефицита твердого топлива в связи с его продажами за границу?

– Высказываются необоснованные опасения, будто с ростом экспорта угля могут снизиться поставки топлива на внутренний рынок. Но это не так, поскольку на экспорт, к примеру, для нужд химической и фармацевтической промышленности, направляется уголь мелкой фракции, а крупной – выбирает население. Поэтому расширение экспорта не создает проблем с внутренним потреблением, а наоборот, приводит к увеличению производства твердого топлива крупной фракции, которое покупает население.

Поскольку сепарация угля по фракциям осуществляется еще на стадии производства, производство того или иного сорта угля планируется на год заранее, исходя из возможностей производителя и потребностей заказчиков, что также не предусматривает перетоков объемов с внутреннего рынка на внешний.

Вместе с тем, ввиду ограниченной емкости угольного рынка Казахстана, на экспорт поставляются те сорта и объемы углей, которые не востребованы на внутреннем рынке.

– Выходит, что цены на уголь повышаются на этапе реализации. Как предотвратить действия перекупщиков, «накручивающих» стоимость топлива?

– Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть структуру рынка реализации угля.

Угледобывающие компании реализуют весь объем угля, используемого на коммунально-бытовые нужды, через товарные биржи. Этот объем пропорционально распределяется по месяцам в течение года. Экспорт и прямые договоры с энергопроизводящими организациями и промышленными потребителями не подпадают под требования биржевого законодательства.

Крупные оптовые поставщики выступают на рынке угля в качестве стабилизатора и принимают на себя всю ответственность и риски по организации поставок угля, заключая с недропользователями договоры поставок на весь календарный год с ежемесячной отгрузкой угля. Угледобывающие компании по заявкам крупных оптовых поставщиков осуществляют поставку угля железнодорожным транспортом региональным оптовым и розничным поставщикам в соответствии с согласованными графиками поставок.

Такие условия крайне важны для угледобывающих компаний, поскольку разбивка отгрузки по месяцам позволяет вести планомерную добычу и отгрузку угля без рисков снижения производства и сезонного сокращения сотрудников и рабочего персонала.

Затем закупленный уголь (объемом свыше 300 тонн) реализуется уже оптовыми поставщиками через товарную биржу. Покупателями выступают мелко-, среднеоптовые и розничные поставщики, а также конечные потребители (коммунальные предприятия). Далее обеспечивается транспортировка до мест хранения угля (железнодорожные тупики, склады) или конечного потребителя.

Следует понимать, что работа железнодорожных тупиков в масштабе розничной реализации угля сезонная. Основной свой доход они получают осенью. А зимой объемы и цены снижаются, в связи с чем складывается минимальная маржа, причем позднее работать приходится даже в убыток себе, чтобы сохранить годовые контрактные обязательства.

Таким образом спекуляция возникает на этапе продажи угля железнодорожным тупиком самозанятому населению и дальнейшей перепродажи конечным потребителям.

Поэтому в долгосрочном плане предлагается, как выше упоминалось, внести изменения в биржевое законодательство. Прозрачные процедуры закупа призваны не допустить ценового сговора, ликвидировать непродуктивные посреднические структуры. А в решении задач краткосрочного периода не обойтись без участия министерств и акиматов. В регионах исполнительные органы создают штабы по подготовке к зимнему периоду, организуют места для розничной продажи угля населению, информируют жителей о количестве, ценах и местах реализации твердого топлива, совместно с уполномоченными органами проводят проверки посреднических лиц на предмет выявления незаконной предпринимательской деятельности, определяют потребности регионов и своевременное обеспечение поставок твердого топлива.

В ряде регионов существует разница между отпускной ценой пунктов реализации и стоимостью приобретенного угля населением ввиду объективных причин. Это связано с тем, что там, где отсутствует инфраструктура для заготовки и реализации твердого топлива, потребители приобретают его у автоперевозчиков-перекупщиков, которые доставляют уголь из пунктов заготовки и реализации, при этом основная доля надбавки в стоимости приходится на транспортную составляющую.

Высокая цена угля, к примеру, в Урджарском районе Восточно-Казахстанской области, связана с отсутствием в районе железнодорожных тупиков. Уголь доставляется автотранспортом, при этом расстояние составляет более 700 километров.

– В минувшем году было достигнуто понимание, что необходимо перераспределить объемы поставок с третьего квартала на второй. Было ли эффективным решение, удалось ли обеспечить эти перевозки? И почему не все регионы смогли заготовить к этому времени запланированные объемы?

– С начала 2018 года Министерство энергетики РК заблаговременно проводит работу по перераспределению объемов поставок энергетического угля на теплоисточники с третьего квартала на второй, для того чтобы обеспечить ритмичность перевозок и избежать ажиотажа в пиковый осенний сезон.

Несмотря на то что энергетической уголь и уголь для коммунально-бытовых нужд являются разными по целевому назначению, они претендуют на один и тот же парк подвижного состава, и отставание по отгрузке одной непременно отражается на отгрузке другой.

По нашей информации, основной причиной несвоевременного обеспечения энергетическим углем в текущем году послужила неготовность ряда котельных, обеспечивающих централизованное теплоснабжение, и автономных котельных к принятию угля в связи с поздним проведением ремонтных работ и их переносом из-за неудовлетворительного технического состояния объектов.

И уже первые холода покажут, приведет ли слабая организационная работа исполнительных органов по своевременному обеспечению объектов теплоснабжения углем на местах к дефициту вагонного парка и, соответственно, дисбалансу обеспечения углем как населения, так и тепло-энергоисточников в период высокого спроса на твердое топливо.

– Как вы считаете, достаточно ли количество подвижного состава в Казахстане?

– С каждым годом угледобывающие предприятия наращивают объемы добычи. К примеру, за 8 месяцев текущего года в стране добыто 70 миллионов тонн угля (без учета угольного концентрата), что составляет 104,6% к соответствующему показателю 2017 года (66,9 миллиона тонн). В целом в 2018-м добыча ожидается больше на 0,3%.

На коммунально-бытовые нужды и населению за период с января по август отгружено 6,7 миллиона тонн угля, что составляет 101,5% к аналогичному периоду прошлого года.

В своевременной доставке растущих объемов топлива потребителям, разумеется, большая роль отводится транспортной составляющей. Насколько нам известно, в ходе подготовки к предстоящему отопительному сезону за угольными разрезами произведено закрепление парка вагонов, оперируемых АО «KTZ Express». Если по отдельным разрезам обеспечивается практически полное выполнение подачи вагонов, то, по информации некоторых угольных разрезов, все еще имеют место сбои в подаче заявленных вагонов.

– Как, на ваш взгляд, добиться своевременного оборота вагонов?

– В настоящее время Министерство по инвестициям и развитию разрабатывает новый Закон РК «О железнодорожном транспорте», в котором планируется отразить сегодняшние реалии казахстанского рынка перевозок и заложить нормы для реализации целого ряда новелл.

Концептуально для решения всех существующих проблем, влияющих на оборот вагонов, необходимо в законопроекте и Правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом пересмотреть некоторые разделы, в том числе касающиеся планирования перевозок.

Нас, к примеру, волнует, что в обсуждаемом в настоящее время проекте Концепции законопроекта большое внимание уделяется развитию транзитных перевозок, однако практически не идет речи о развитии межобластных перевозок, увеличении скорости доставки грузов по территории республики.

Для решения вопросов, связанных с увеличением оборота вагонов в краткосрочном плане, наша ассоциация предлагает следующее. Пунктом 245 Правил перевозок предусмотрено, что при разработке Единого технологического процесса работы подъездного пути и станции примыкания используются Правила разработки единых технологических процессов работы подъездных путей и станций примыкания (Правила разработки ЕТП), которые на сегодня не утверждены. Ассоциацией совместно с заинтересованными сторонами был разработан согласованный проект Правил разработки ЕТП.

Правила разработки ЕТП являются технологическим актом, определяющим условия взаимодействия подъездного пути и станции примыкания для заключения договора на подачу-уборку вагонов, организацию работы на подъездных путях и станциях примыкания с учетом взаимодействия всех участников перевозочного процесса при работе с вагонами разных форм собственности. Правилами разработки ЕТП регламентированы вопросы, направленные на увеличение оборота вагонов для предупреждения возникновения ситуаций, аналогичных тем, что возникли в 2016 году из-за острой нехватки вагонов для перевозки ввиду их простаивания на подъездных путях ветвевладельцев.

В связи с этим ассоциация предлагает включить в проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта», находящийся в настоящее время в Мажилисе Парламента РК, норму по наделению уполномоченного органа в сфере железнодорожного транспорта компетенцией по разработке и утверждению правил разработки ЕТП.

– Вернемся к теме угля. Не секрет, что традиционные рынки экспорта казахстанского твердого топлива сужаются. Какие страны могли бы выступить нашими потенциальными покупателями?

– По итогам 2017 года, в третьи страны, в том числе страны дальнего зарубежья и СНГ, казахстанские угледобывающие предприятия экспортировали почти 5 миллионов тонн каменного угля, что на 47,7% больше, чем в 2016 году. В разрезе стран мы наблюдаем увеличение поставок угля в Европу, в частности, в Финляндию поставлено 3,45 миллиона тонн (+67,3%), в Швейцарию – 760 тыс. тонн (+156%), в Кипр – 180 тысяч тонн (+373%) и другие страны.

Кроме того, в 2017 году в Японию поставлено 108 тысяч тонн угля, хотя в 2015-м было реализовано 465 тысяч тонн. Снижение объемов поставок в Японию и в целом нереализованный потенциал поставок в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АРТ) связан с ограниченным доступом к дальневосточным портам РФ. Решающую роль в вопросах экспорта угля играют также условия транспортировки по железной дороге. Данные вопросы в настоящее время прорабатываются с участием заинтересованных государственных органов двух стран, НПП РК «Атамекен», бизнес-ассоциаций и казахстанских экспортеров угля.

Следует отметить, что экспорт казахстанского угля в страны АТР является очень перспективным направлением, и в случае решения проблемных вопросов, связанных с доступом к портам, будут открыты коридоры в ведущие экономики этого региона.

По данным BP Statistical Review of World Energy, потребление угля в странах АТР выросло с 2 миллионов 197 тысяч тонн в 2007 году до 2 миллионов 780 тысяч тонн нефтяного эквивалента в 2017-м при среднем ежегодном росте в 3,1%. На наш взгляд, данный тренд сохранится в среднесрочной перспективе.

Поэтому для угледобывающих компаний вопрос расширения экспортных направлений поставок продукции не сходит с повестки дня. Одновременно упор делается на комплексную глубокую переработку угля, развитие углехимии и выход на внешние рынки уже с новой продукцией, с высоким уровнем передела.