joomla 1.6

Журнал «Транзит.Кz»

 

  • Более 12 лет успешной работы!
  • Все ключевые события в стране и в мире
  • Информация на русском и казахском языках
  • КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Подробнее...

Транзитная реклама

Акция:

при подписании годового контракта – скидка 20% 

Подробнее...

Контактная информация

Адрес:050008 г.Алматы,ул.Манаса 22Б,оф.36 ТОО"Алемтранзит" 
Тел: 8 727 379-90-70

Тел в Астане: 8(7172)600-590

Посмотреть на карте...

Дела насущные

Тепло близко

В этом году подготовка к отопительному сезону ведется более тщательно. Причем на всех уровнях: Правительства, профильных министерств, акиматов и общественных объединений. Этим летом компетенции четко разделили, и каждый строго следит за своим фронтом работы.

Несмотря на то что объемы добычи растут, перевозки угля в целом ведутся по графику, необходимые запасы заготовлены, вагонов достаточно.

На министерском уровне

С 29 июня функции добычи, перевозок, оперативной работы с угольными предприятиями, поставок топлива для коммунально-бытовых нужд Министерство энергетики передало Министерству по инвестициям и развитию, о чем журналистам рассказал Канат Бозумбаев. Но чтобы работа не останавливалась и изменения прижились безболезненно, был создан совместный штаб по контролю осенне-зимних работ, и Минэнерго делится накопленным опытом с «приемниками».

– На еженедельной основе ведется мониторинг по стране. Проходят заседания штаба. Мы с коллегой Женисом Касымбеком проводим селекторные совещания с регионами по изучению ситуации на местах: как идет выполнение плана, кому нужна помощь с вагонами, где не заключают договоры поставок.

 Мы, Министерство энергетики, отвечаем за накопление топлива на крупных электростанциях и ТЭЦ страны, Министерство по инвестициям и развитию – за поставки коммунально-бытового угля, акиматы – за мелкие котельные. Благодаря работе в тандеме оперативно решаются вопросы, – отметил министр энергетики Канат Бозумбаев.

Вспоминая прошлогодний опыт, когда возникло повышение цены на бытовой уголь, спикер обозначил несколько факторов.

– Первое. Ответственность за обеспечение углем населения и коммунальных предприятий несут акиматы. Как вы знаете, я работал руководителем местного исполнительного органа в двух регионах, и каждое мое совещание по подготовке к зиме включало вопросы обеспечения топливом населения, коммунальных предприятий, социальных объектов. Каждый аким района этими вопросами занимался, каждая тонна всегда была на учете. Поэтому, если где-то в регионах возникает проблема, в первую очередь это ответственность местных исполнительных органов.

 

Второе. Необходимый объем угля в стране есть. Его добывается значительно больше в этом году (по итогам 8 месяцев – 70 миллионов тонн, что на 4,6% больше, чем за аналогичный период 2017-го). Товарного парка достаточно. Но нужно приобретать твердое топливо ритмично, в летнее время, а не пытаться в октябре-ноябре вывезти необходимый объем для всего Казахстана из трех-четырех разрезов. Конечно, тогда образуется узкое горло.

Третье. Система реализации угля требует совершенствования. Опять же, нужна работа местных органов власти, потому что в каждом районе должна быть не одна, а две-три площадки для оптовой реализации угля, откуда люди могут КамАЗами вывозить для других населенных пунктов. И важно, чтобы эти площадки принадлежали разным физическим и юридическим лицам, тогда они будут конкурировать между собой. В прошлом году в некоторых регионах так получалось, что в одном районе несколько площадок принадлежало одному и тому же человеку. Он, покупая по 10–11 тысяч тенге тонну, затем пытался продавать по 20–25 тысяч тенге, отвезя за 30 километров от своей площадки.

Поэтому здесь в дело должен вступать наш Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей. Анализ товарных рынков и принятие мер – это их компетенция, – детально пояснил картину министр.

Он подытожил, что подготовка к отопительному сезона идет в целом по плану и надлежащим образом, с незначительными отставаниями в некоторых регионах. Недостаточно накоплено угля в Северо-Казахстанской и Павлодарской областях.

Багаж прошлого года

Еще осенью 2017-го на совещаниях, касающихся отопительного сезона, отчитывались о проводимой разносторонней работе. Помимо создания штабов в регионах, которые должны вести мониторинг поступления и запасов топлива, проводились встречи с перевозчиками, владельцами угольных разрезов, железнодорожных тупиков по поводу оперативных поставок социально значимого груза, своевременного обеспечения вагонов и оперативного выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Пожалуй, самым значимым шагом, сделанным после анализа «набитых шишек», стало достижение понимания, что уголь надо возить не перед началом нового отопительного сезона, а сразу по окончании предыдущего. После переговоров с местными исполнительными органами удалось добиться перераспределения бюджетных средств для приобретения твердого топлива на май-июнь. Нужно поблагодарить акимов областей и городов за непосредственное участие в разрешении этой ситуации. Казалось, сделано невозможное. Теперь оставалось только вовремя и равномерно возить уголь. Для этого составили график.

– Для равномерного распределения перевозок угля в течение года и снижения нагрузки на осенне-зимний период нашей компанией были инициированы совещания при областных акиматах с участием представителей угольных разрезов. Обсуждались вопросы перераспределения объемов погрузок с 3–4-го кварталов на 2-й. Достигнута договоренность. Мы со своей стороны обязались обеспечить перевозки достаточным количеством вагонов. В итоге в период подготовки к нынешнему отопительному сезону были увеличены объемы перевозок коммунально-бытового угля на 31%, что говорит об эффективности проведенной работы, – подчеркивает исполняющий обязанности председателя правления – генерального директора АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Кайрат Саурбаев.

Разбирая тарифы

Предвосхищая возможный всплеск цен, в начале лета в Усть-Каменогорске подписали меморандум о регулированной цене на уголь: социального – 8 300 тенге, в розницу – 8 800 тенге. Однако по факту его реализовывали в районах даже по 17 000 тенге за тонну. Причиной продавцы назвали удорожание расходов на транспортировку.

Такую информацию опровергают в АО «КТЖ-Грузовые перевозки». Если изучить тарификацию твердого топлива, то транспортные расходы в общей массе занимают ничтожную долю.

– При транспортировке угля по железной дороге транспортная составляющая в цене угля занимает в среднем около 7%. В учет не берутся ставки собственников вагонов, – объясняет Кайрат Саурбаев. – Однако перед началом отопительного сезона произошел рост цен при розничной реализации, который пытались обосновать удорожанием услуг перевозчиков. На самом деле рост был искусственным. Приведу пример. При перевозке одной тонны шубаркольского угля в вагонах, оперируемых KTZ Express, стоимость расходов на транспортировку выросла лишь на 82 тенге в сравнении с прошлым годом – 1 720 тенге вместе 1 638 тенге. Увеличение на 5% одной статьи расходов, занимающей небольшую долю в удельном весе, не могло сделать уголь в два раза дороже. Все дело в том, что поставки социально значимой продукции осуществляются не напрямую от производителя к потребителю, а через посредников, чью деятельность контролировать власти не имеют полномочий. Мы тоже на них повлиять не можем. На этом этапе и происходит наценка.

Выходит, что дилеры производят закуп с оптовых точек по сниженным расценкам, а затем реализуют в регионах уже по своему усмотрению. Как правило, гораздо дороже, используя безвыходное положение населения и отсутствие конкуренции.

Как выход, потребители могут самостоятельно забирать уголь с тупиков, или прибегать к услугам перевозчиков в частном порядке, чтобы не переплачивать.

Отсутствие реальных причин для удорожания социально значимого груза подтвердили и в Министерстве по инвестициям и развитию. Вице-министр Роман Скляр отметил во время одного из своих выступлений, что стоимость перевозок угля регулируется и находится под контролем. Совместно с Министерством энергетики проводится мониторинг за наценкой на угольных тупиках, учитывается при этом реальный размер транспортных расходов.

 

Какие на самом деле цены?

В Министерстве по инвестициям и развитию озвучили цены на твердое топливо. По состоянию на середину августа, уголь ТОО «Майкубен-Вест» стоил 2 633 тенге за тонну (без учета НДС), АО «Шубарколь Премиум» – от 4 800 до 7 300 тенге, ТОО «Каражыра ЛТД» – до 3350 тенге (без учета НДС).

Ситуация на местах

То, что происходит с углем в Казахстане, похоже на ситуацию с бензином. Вроде страна сама его производит, но страдает то из-за дефицита, то из-за повышения цены. Видимо, топливо – наше слабое место. Поэтому за колебаниями стоимости и наличием запасов приходится следить сразу нескольким ведомствам, даже организовывать оперативные штабы.

В середине августа министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек озвучил в Правительстве цифры по регионам. На тот момент с начала года было перевезено 18,6 тыс. тонн угля по железной дороге. Рост объемов на 4,2% при сопоставлении с аналогичным показателем 2017 года. Некоторые регионы перевыполняют план, но не все с ним справляются. В Жамбылской области поставлена лишь треть необходимого объема – 24,7 тыс. тонн вместо 71, в городе Алматы – 14 тыс. тонн вместо 23.

Что послужило срыву намеченных показателей? Кое-где грузоотправители отказались от своих обязательств, иногда вагоны поставлялись не вовремя, срывались сроки погрузки.

Чтобы как-то решить проблему, Министерство по инвестициям и развитию решило работать вместе с Қазақстан темір жолы по обеспечению погрузок угля для нужд страны. Привлечены 9 000 полувагонов, выполнение погрузки на август составляло 91%. Власти обещают, что при необходимости используемый парк ҚТЖ будет увеличен до 1 000 единиц, также могут задействовать полувагоны других железнодорожных администраций.

Вагонов достаточно, если бы не…

Как мы уже отмечали, в ҚТЖ создан штаб, следящий за перевозками твердого топлива. Ведется учет запасов на котельных. А главное – контролируется поступление заявок от грузоотправителей и их выполнение, оборот вагонов при погрузочно-разгрузочных работах и в ходе следования.

– Мы проанализировали работу с января по июль и выявили, что много времени теряется при осуществлении грузовых операций на угледобывающих предприятиях. Если оборот вагонов в движении составляет 3,9 суток, то на подъездных путях при начальных и конечных операциях они стояли более двух суток. Хотя по норме процесс должен занимать не более 11,7 часа. И в итоге из-за несоблюдения регламента оборота вагонов мы потеряли 70 тыс. единиц подвижного состава за 7 месяцев, которые могли бы использовать для погрузки, – с огорчением отмечает глава «КТЖ-Грузовые перевозки».

Простой вагонов – это злободневная проблема, с которой железнодорожники постоянно борются. Порой определенные мелкие факторы, заранее не учтенные на станциях погрузки/выгрузки, затем приводят к таким внушительным опозданиям.

В целом у национальной компании достаточный вагонный парк, главное – рационально его использовать.

– Чтобы обеспечивать перевозки по заявленным объемам, подвижного состава хватает. По Қазақстан темір жолы используется 54 тысячи полувагонов разных собственников, больше половины из них – парка АО «Казтеміртранс», который в этом году расширили на четыре тысячи. А чтобы не было загвоздок при перевозках угля, за угольными разрезами закрепили определенное количество полувагонов KTZ Express. Это поможет избежать дефицита подвижного состава. Больше всего сейчас значится за разрезом «Шубарколь комир» – 3 тыс. полувагонов, чуть меньше за «Каражыра» – 2,3 тыс. и «Богатырь комир» – 2 тыс. полувагонов. И мы также контролируем, как эти вагоны используют, – отмечает глава АО «КТЖ-Грузовые перевозки».

Железнодорожники подчеркивают, что им необходимо получать планы от регионов, чтобы рассчитывать подвижной состав и вовремя обеспечивать заявки. Такая подготовительная работа исключит проблемы осенью, когда обычно производится основной объем поставок.

Объемы 2018-го

В этом году твердого топлива планируется перевезти больше, чем в прошлом, на 3,5%. Для предстоящего отопительного сезона понадобится 106,5 млн тонн угля, в том числе будет отправлено на экспорт 34,6 млн тонн.

С января по июль поставлено больше половины всего объема – 56 млн тонн, из них 34,4 млн тонн – внутри страны. При этом для нужд населения с мая по июль было перевезено на 35% больше прошлогоднего показателя.

По данным АО «НК «ҚТЖ», в августе перевезено более 9 млн тонн угля (на 12% больше, чем за аналогичный период 2017 года), в том числе внутри страны – 6,3 млн тонн. С мая и до начала осени для населения и коммунальных учреждений доставлено более 3,4 млн тонн: больше всего по Алматинской (порядка 700 тыс. тонн), Южно-Казахстанской (более 600 тыс. тонн), Акмолинской (470 тыс. тонн). Суточные запасы твердого топлива на ТЭЦ подготовлены сверх нормы.

В целом в 2018 году железнодорожными путями доставлено более 66 млн тонн угля (рост по сравнению с прошлым годом на 5%).

Независимое мнение

Обстоятельное интервью по данной теме нам дал эксперт департамента логистики и перевозок Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Гамир Жуматаев. Он отметил, что в прошлые годы подготовка к отопительному сезону во многих районах начиналась поздно. Уголь возили осенью, когда возникал основной спрос у населения. Тогда складывался ажиотаж из-за нехватки вагонов, тогда как в летнее время они были в профиците.

– Приведу пример на Восточно-Казахстанской области. В прошлом году к середине августа там уже обеспечила все ТЭЦ и котельные запасами на зиму. Это позволило снизить нагрузку на ҚТЖ в регионе, и поэтому национальный оператор мог осенью спокойно довезти оставшийся объем угля, и даже остались вагоны для перевозки других грузов, – вспоминает Гамир Жуматаев.

Еще один фактор, который усложняет перевозки в холодное время года, – смерзание груза. Из-за перепадов температуры, осадков, уголь примерзает к днищу вагона, и требуется дополнительное время на разгрузку. В итоге образуется простой. Страдают и оператор, и грузоотправитель.

– Мы и ҚТЖ стали отрабатывать с грузоотправителями вопрос более ранней подготовки запасов. И в этом году парк использовался равномерно в течение лета. Дело в том, что летом вагоны можно получить по более выгодной цене, ведь ее формирует рынок, учитывается отсутствие ажиотажа.

Как объяснил эксперт, национальная компания фиксирует определенную цену вагонов при подаче основного плана. Он формируется заранее, за месяц. Но грузоотправители, к сожалению, подают свои заявки в основном дополнительными планами. Тогда и цена дороже. Но картина улучшается: если раньше лишь 20–30% объемов подавали основным планом, то теперь – до 70%.

Разработан определенный механизм получения вагонного парка через заработавшую в прошлом году электронную биржу вагонов. К примеру, у ҚТЖ есть 200 свободных вагонов, которые компания выставляет на биржу. Цену будет диктовать рынок. Если в указанный период спроса нет, то грузоотправитель может выгодно взять вагон, скажем, по 8 тыс. тенге.

Частные операторы на биржу не выходят, но их цена устанавливается по итогам тарифа ҚТЖ. Как правило, она такая же или выше. И опять же зависит от спроса на рынке, сезона.

Особое внимание уделил Гамир Жуматаев простою вагонов.

– Были моменты в прошлом году, когда на один угольный разрез зашли 10 или 12 составов. Но их не успели фактически загрузить и произошло бросание поездов. Представляете, сколько суток они простаивали! Грубо говоря, если это 700 вагонов по 10 тысяч тенге за каждый, то переплата 7 миллионов тенге в сутки! Не говорю, что такое было часто, но факты имелись. В этом году эту проблему решают по-другому. К тому же Премьер-министр на заседании Правительства поручил срочно провести анализ готовности наших разрезов к отопительному сезону. Это на строгом контроле властей, – говорит эксперт.

Но порой грузоотправители намеренно удерживают вагоны. Тут срабатывает психологический фактор. Грузоотправитель предпочитает платить за простой вагонов, чем потом искать их при появлении заявки на отправку.

В качестве еще одного наглядного примера собеседник вспомнил случай по ЮКО, когда потребитель жаловался, что не может получить уголь из-за непредоставления вагонов национальным оператором. У него просили официальное подтверждение – не предоставил. А после проверки выяснилось, что на самом деле не было угля на разрезе.

– У нас в прошлом году уже были прецеденты с сельскохозяйственным сектором. Фермеры говорили, что ҚТЖ якобы не предоставляет им вагоны. Начали разбираться – не подтвердилось, – вспоминает представитель «Атамекена». – Или порой аграрии высылают свою заявку нескольким фирмам-экспедиторам в поисках самого дешевого варианта. Те, в свою очередь, подают один и тот же объем в ҚТЖ. Национальный оператор, соответственно, готовит парк для общего объема, полагая, что это заявки на перевозку разного груза. А по факту оказывается, что клиент выбирает одного экспедитора и оправданной оказывается лишь одна заявка. Остальные подготовленные заранее вагоны остаются ненужными.

Сейчас все эти пробелы изучаются, представители Қазақстан темір жолы проводят общественные слушания, объясняют нюансы в регионах. Совместно со специалистами Национальной палаты предпринимателей они проводят разъяснительные беседы, объясняют порядок предоставления вагонов, призывают к планированию перевозок.

Что касается удорожания угля в ВКО в начале августа, то его эксперт назвал искусственным. Оказалось, что на угольном разрезе были какие-то ремонтные работы, и два дня не было угля. Пустили слух, что с поставками будут проблемы. Автомобильные перевозчики решили сыграть на этом. Но ситуация быстро нормализовалась.

– Конечно, все дорожает. В общей сложности тарифы на услуги магистральной железнодорожной сети и локомотивной тяги в 2018 году повысились на 7% (их устанавливает уполномоченный орган – КРЕМиЗК). Но надо учитывать вагонную составляющую. В ҚТЖ лишь около 40% казахстанского вагонного парка, остальное все – частное. Но даже при этом национальная компания идет навстречу. Что мне нравится, в ҚТЖ сейчас клиентоориентированы. Даже сами просят сообщать им о различных фактах, указывать на недочеты, чтобы они могли над ними работать. Сейчас ими разрабатывается нормативный документ, регулирующий взаимоотношения между участниками биржевой торговли вагонами (грузоотпавители, экспедиторы, операторы вагонов) и АО «KTZ Express». Там будут прописаны ранее не оговоренные при запуске биржи вагонов ответственность, сроки, порядок предоставления вагонов. Также прежде через биржу нельзя было подавать заявку на менее чем пять вагонов. После переговоров национальный перевозчик изменил условия: теперь можно получить даже один вагон. Я всегда объясняю, что за счет отправки этого небольшого (в масштабах компании) объема предприниматель может месяц кормить свою семью, – уточняет собеседник.

Резюмируя, Гамир Жуматаев подчеркнул, что ажиотажа с поставками твердого топлива по стране не наблюдается. Запланированные объемы перевозятся согласно графику. В регионах активно работают акиматы, филиалы ҚТЖ и НПП «Атамекен», которые совместно следят за ситуацией. Со стороны национального перевозчика обеспечивается четкое планирование перевозок, распределение вагонного парка, исключение компаний-посредников в целях удешевления услуг.