joomla 1.6

Журнал «Транзит.Кz»

 

  • Более 12 лет успешной работы!
  • Все ключевые события в стране и в мире
  • Информация на русском и казахском языках
  • КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Подробнее...

Транзитная реклама

Акция:

при подписании годового контракта – скидка 20% 

Подробнее...

Контактная информация

Адрес:050008 г.Алматы,ул.Манаса 22Б,оф.36 ТОО"Алемтранзит" 
Тел: 8 727 379-90-70

Тел в Астане: 8(7172)600-590

Посмотреть на карте...

Деловой разговор

Транспортные артерии страны: время обновлений

Единый оператор по содержанию и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры в рамках 58 шага Плана нации «100 конкретных шагов» – АО «НК «ҚазАвтоЖол» проводит масштабную работу по обновлению объектов транспортно-логистического комплекса страны, расширению магистральной сети и интеграции в международную транспортную систему. О ходе исполнения поручений Главы государства, технологиях, повышающих качество дорог, и планах на перспективу в интервью нашему журналу рассказал президент нацкомпании Ермек Кизатов.

– Ермек Ануарбекович, перед транспортной отраслью страны, и АО «НК «ҚазАвтоЖол» в частности, стоят амбициозные задачи по модернизации и увеличению пропускной способности магистралей и развитию транзитного потока. Расскажите о том, какая работа ведется компанией в этом направлении.

– В соответствии с Государственной программой инфраструктурного развития «Нұрлы жол» предусмотрена реализация автодорожных проектов общей протяженностью более 4,5 тысячи километров. Как озвучил Глава государства, это в первую очередь создание транспортной инфраструктуры по лучевому принципу, соединяющей столицу республики с отдаленными областными центрами. К таким проектам относятся реконструкция автодорог республиканского значения коридоров Центр – Юг, Центр – Восток, Центр – Запад, Центр – Север.

Для организации дорожной деятельности Правительство Республики Казахстан уполномочило управлять автодорогами республиканского значения национальную компанию «ҚазАвтоЖол», назначив ее Единым оператором по реализации поставленных в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» задач по обновлению транспортной сферы.

Если говорить о повышении транзитного потенциала, хочу отметить, что постоянное внимание Правительства и стабильное финансирование автодорожной отрасли позволило за короткое время увеличить транзитный поток по территории Казахстана, восстановить основные международные направления по шести транспортным коридорам общей протяженностью 8 300 км.

При этом интенсивность на модернизированных участках выросла за последние пять лет в 1,5 раза и составила в среднем 6 500 автомобилей в сутки.

 

– Не секрет, что состояние инфраструктуры является ключевым фактором развития транспортно-логистического сектора. Что делает единый оператор для повышения качества дорог?

– Для качественного строительства республиканской сети автодорог предусмотрен «многоступенчатый» механизм контроля.

Во-первых, каждая подрядная организация, желающая войти в проекты по программе «Нұрлы жол», обязана иметь собственные службы качества.

Во-вторых, к правомочному контролю привлекаются институты технического надзора и уполномоченные государственные органы.

В-третьих, существует и применяется Регламент по проведению проверок качества на объектах строительства, реконструкции и ремонта автодорог республиканского значения.

Четвертое: внесены изменения в договор на оказание услуг Технического надзора, разработан и утвержден Регламент по проведению проверок объектов, находящихся на гарантийном периоде.

Пятое: введена материальная ответственность компании за приемку некачественных работ, а также за выявленные дефекты. По контрактам есть гарантийные сроки – 3–4 года. На этот период удерживается банковская гарантия. Если выявляется дефект в гарантийный период, подрядчик должен за счет собственных средств полностью провести ремонтные работы и заново сдать объект заказчику. Это стимулирует компании на то, чтобы изначально вести качественно работы.

– Считается, что бетонные дороги – идеальное решение для транзитных направлений, так как они выдерживают высокую весовую нагрузку. У нас же на новых дорогах используется асфальтобетонное покрытие, это связано в первую очередь с климатическими условиями?

– Традиционно в дорожном строительстве применяются два вида дорожных одежд: нежесткого типа – с асфальтобетонным покрытием, и жесткие – с цементобетонным покрытием. Оба рассчитываются на одинаковую нагрузку, которая для транзитных коридоров составляет 13 тонн на ось. Расчетный срок эксплуатации дорожной одежды нежесткого типа составляет 20 лет, жесткого – 25. При этом, как вы правильно заметили, климат республики резко-континентальный, что создает практически экстремальные условия работы для материала покрытия и приводит к образованию различного вида дефектов. Если на асфальтобетонном покрытии их возможно устранить оперативно, то ремонт цементобетонного покрытия, в случае необходимости, требует значительных затрат времени, ограничения движения на отремонтированном участке как минимум на 7 суток, привлечения значительных материальных ресурсов.

Еще один проблемный вопрос – это борьба с гололедными явлениями. Если асфальтобетонное покрытие позволяет использовать практически любые химические реагенты, то для цементобетонных существуют жесткие ограничения, поскольку использование хлористых солей, из-за химического взаимодействия, приводит к их преждевременному разрушению.

Необходимо отметить, что такие проблемы характерны не только для Казахстана, но и для европейских стран и США. Решаются они различными способами – это и устройство слоев износа поверх цементобетонного покрытия, и их обработка различными химическими составами. В этом направлении общество ведет постоянный мониторинг с целью выбора оптимальных решений для использования в нашей республике.

– Насколько нам известно, в рамках реализации автодорожных проектов успешно применяются технологии, которые позволяют удешевить стоимость строительства. Какие это технологии?

– Одной из важнейших задач отрасли является обеспечение безопасности, сохранности и увеличения срока службы автодорог. В настоящее время в стране ведутся масштабные работы по улучшению эксплуатационных качеств автомобильных дорог республиканского значения. И решение этих вопросов невозможно без применения новых материалов и технологий. В связи с чем компанией проводится большая работа по апробации и внедрению различных технологий и материалов. При этом по возможности охватываются все конструктивные элементы дороги, начиная от земляного полотна и заканчивая элементами обустройства пути.

Так, для снижения расхода материалов и себестоимости строительства внедрены методы укрепления грунта с применением различных стабилизирующих добавок. Их использование позволяет снизить себестоимость строительства на 15–20%.

Для повышения срока службы асфальтобетонных покрытий применяются щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и полимерные модификаторы. Это позволяет уменьшить образование дефектов и увеличить межремонтные сроки до 20–30%.

При ремонте автодорог широко применяется технология холодного ресайклинга. Она позволяет полностью использовать материалы существующих дорожных одежд.

Кроме того, уделяется внимание утилизации отходов производства. Так, в период с 2014 по 2020 год планируется использование порядка 1 миллиона 800 тысяч тонн зол уноса, 971 тысячи тонн щебня из доменных шлаков и более 32 тысяч тонн бокситового шлама. Применение отходов промышленности позволяет также снизить себестоимость строительства и оздоровить экологическую обстановку в местах их образования и хранения.

Рассматривается возможность внедрения элементов обустройства пути из композитных материалов взамен металлических изделий. Такие изделия отличаются длительными сроками эксплуатации (до 50 лет), не подвергаются коррозии, не требуют периодического окрашивания в процессе эксплуатации.

– Первая ласточка – платная дорога, соединившая Астану и Боровое, хорошо себя зарекомендовала уже с первых дней работы. В настоящее время таких участков становится больше. Расскажите о планах масштабирования системы взимания платы.

– Мы считаем, что внедрение первого платного участка Астана – Щучинск – это тестовый проект, благодаря которому мы многому научились. Да, несомненно, проект успешный. Пятилетние сборы покрывают ежегодное содержание этого участка, уровень дорожно-транспортных происшествий заметно снизился.

Поэтому в рамках государственной программы «Нұрлы жол» продолжаются работы по внедрению системы взимания платы. Сегодня ведутся пусконаладочные работы по запуску такой системы на участках Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос общей протяженностью 471 километр. Тестовый запуск запланирован уже в этом месяце. Завершается разработка проектно-сметной документации по установке системы взимания платы на 13 участках общей протяженностью 5,5 тысячи километров, в том числе на международном транзитном коридоре Западная Европа – Западный Китай, реализация которых планируется по механизму ГЧП или за счет других источников финансирования.

В наших планах – до 2021 года увеличить протяженность платных автодорог до 6,7 тысячи километров, а к 2025 – до 11,7 тысячи.

– В Послании Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» отмечается необходимость и важность внедрения Интеллектуальной транспортной системы. Какая работа ведется национальной компанией в этом направлении?

– В рамках цифровизации транспортно-логистического комплекса «ҚазАвтоЖол» инициирует ряд мероприятий, направленных на внедрение полного учета интенсивности движения, контроль и регулирование скорости автомобилей. Планируется ввести в обиход цифровую геолокацию, видеомониторинг движения, автоматизированный весогабаритный контроль, метеоконтроль и прогноз погоды на дорогах. Для планирования ремонта и эксплуатации дорог необходима автоматизация процессов.

Для полноценной цифровой трансформации важно произвести интеграцию предлагаемой Интеллектуальной транспортной системы с такими системами, как система управления дорожными активами (СУДА), система специальных автоматизированных измерительных средств (САИС), система экстренного вызова при авариях и катастрофах (ЭВАК), а также международными

цифровыми платформами IRU, Google Maps и Yandex Maps – значится в планах национального оператора по содержанию и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры.

 

Таким образом, создание благоприятных условий для реализации инфраструктурных проектов с применением цифровых технологий обеспечит рост пропускной способности дорог, повысит конкурентоспособность казахстанских товаропроизводителей и маршрутов на внутреннем и внешнем рынке, придаст мощный импульс транзитным возможностям и общему развитию национальной экономики за счет прямого и косвенного мультипликативного эффекта.

– Помимо ремонта и возведения дорожного полотна, особое внимание уделяется и сопутствующей инфраструктуре. Насколько поездки по Казахстану станут комфортнее для водителей и пассажиров?

– Сегодня в Казахстане функционируют 1 859 объектов дорожного сервиса (ОДС. – Прим. авт.), в основном это АЗС, пункты торговли и питания. При этом 779 из них, или 42%, соответствуют национальному стандарту СТ РК 2476-2014. На этих объектах трудятся более 25 000 работников.

Для полного обеспечения дорог республиканского значения услугами дорожного сервиса до конца 2018 года будут разработаны типовые проекты ОДС для 39 площадок отдыха. Их построят в наиболее востребованных местах, они будут предоставлять весь перечень услуг дорожного сервиса. Наряду с этим запланирована установка 68 павильонов сервиса KazWay, благоустроенных теплых туалетов, в настоящее время 12 павильонов закуплены и 10 из них уже установлены на автодорогах Астана – Темиртау, Астана – Щучинск, на проектах «Дороги Боровской курортной зоны», «Обход города Астаны». Оставшиеся две единицы будут установлены до конца сентября на автодороге Алматы – Усть-Каменогорск. Павильоны сервиса оснащены современным благоустроенным туалетом с вакуумной системой, предусмотрены удобства и для маломобильных граждан, к тому же они оборудованы мини-кофейнями.

Для удобства пользователей дорог более 200 объектов дорожного сервиса были внесены в Google Maps и Яндекс Карты с фотографиями, которые уже набрали более 1,5 миллиона просмотров. Эта работа продолжается и расширяется: так, все объекты дорожного сервиса на дорогах республиканского значения, соответствующие национальному стандарту, внесены в карту Transpark Международного союза автомобильного транспорта IRU, где имеется возможность фильтровать их по предоставляемым услугам (например, охраняемые стоянки). Карта доступна в режиме «онлайн» по адресу www.iru.org/apps/transpark-app, а также есть возможность скачать мобильное приложение для iOS и Android. В настоящее время ведется работа по дополнению информации о предоставляемых услугах объектов дорожного сервиса.

Кроме того, в нынешнем году обществом было разработано мобильное приложение KazWay, в которое внесены все объекты дорожного сервиса, населенные пункты и пункты медицинской помощи на дорогах республиканского значения. Приложение уже доступно для платформы iOS, планируется, что уже в сентябре будет предложена версия и для Android.

– План работ предусматривает полное завершение всех проектов в 2022 году. А какие задачи ставятся АО «ҚазАвтоЖол» на более дальнюю перспективу?

– Сегодня проекты по содержанию и развитию автодорог республиканского значения находятся под контролем единого оператора.

Этому предшествовала большая работа по реформированию отрасли, начатая в 2013 году, в результате чего и был создан национальный оператор по управлению автомобильными дорогами – АО «НК «ҚазАвтоЖол».

Дальнейшим шагом стало создание на базе «ҚазАвтоЖол» единого оператора по содержанию и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры для привлечения стратегического (якорного) инвестора в рамках Плана нации «100 конкретных шагов».

В целом промежуточные результаты структурно-институциональной реформы отрасли были положительными:

  • законодательно закреплена возможность привлечения национальным оператором альтернативных источников финансирования, не ограничиваясь только государственным заданием за счет республиканского бюджета;

  • в бюджетный кодекс введены нормы, предусматривающие получение государственной гарантии под негосударственный заем;

  • за национальным оператором закреплены новые полномочия по управлению проектами, развитию системы взимания платы и придорожного сервиса;

  • скорректирована Стратегия развития АО «НК «ҚазАвтоЖол».

Однако на настоящий момент не все мероприятия выполнены в полном объеме, и цели реформы, включая поэтапный переход национального оператора на самофинансирование, пока не достигнуты.

Для доведения до логического завершения реформы отрасли при поддержке Европейского банка реконструкции и развития и компании McKinsey реализуется проект по определению альтернативных способов финансирования и укреплению институционального потенциала «ҚазАвтоЖол».

Итогом этой работы станет утверждение на уровне Правительства Республики Казахстан Целевой модели автодорожной отрасли и долгосрочной стратегии «ҚазАвтоЖол», для полноценной реализации которой потребуется слаженная работа всех заинтересованных государственных органов.

Таким образом, дальнейшими задачами «ҚазАвтоЖол» будут являться мероприятия по реализации долгосрочной стратегии компании в рамках новой институциональной модели.