joomla 1.6

Журнал «Транзит.Кz»

 

  • Более 12 лет успешной работы!
  • Все ключевые события в стране и в мире
  • Информация на русском и казахском языках
  • КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Подробнее...

Транзитная реклама

Акция:

при подписании годового контракта – скидка 20% 

Подробнее...

Контактная информация

Адрес:050008 г.Алматы,ул.Манаса 22Б,оф.36 ТОО"Алемтранзит" 
Тел: 8 727 379-90-70

Тел в Астане: 8(7172)600-590

Посмотреть на карте...

Нелегкий путь легкорельсового транспорта

Простой на бумаге, но трудовыполнимый на практике проект строительства системы легкорельсового транспорта в Астане начинает обретать ясные черты. Пока выполнено всего 15% от общего объема работ. Однако уже можно говорить о том, как идет стройка проекта века.

 Точка отсчета

Идея строительства в Астане быстрого, надежного транспорта, способного перевозить одновременно тысячи человек, не мешая автомобильному движению, витала в воздухе давно. Динамично развивающаяся столица в последние годы начала задыхаться в дорожных пробках. А ведь ей едва исполнилось 20 лет. Возможно, дело в ошибке проектирования транспортной системы города. Так, казахстанский архитектор Аманжол Чиканаев на градостроительном форуме поделился мнением, что его японский коллега Кисе Курокава, разрабатывая генеральный план, не предугадал, что население Астаны за короткие сроки вырастет в разы. Он заложил генплан, который мог осилить на тот момент бюджет республики.

Фальстарт

Легкорельсовый транспорт, который будет курсировать над автомобильными дорогами, оказался идеальным решением. История возведения ЛРТ в Астане началась в апреле 2011 года, когда бывший в ту пору аким столицы Имангали Тасмагамбетов создал ТОО «Astana LRT», которое было определено как заказчик проектирования и строительства ЛРТ. В июле того же года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев положил начало строительству, заложив капсулу.

Первоначально подрядной организацией был определен Консорциум французских компаний «Alstom», ТОО «Аис-Астана» и ТОО «Инвестпромпроект». Но «Alstom» предложил выполнить проект за 2,3 миллиарда евро. И это не считая инженерных работ. Международные банки отказались кредитовать проект, посчитав финальную сумму слишком высокой. Проект зашел в тупик.

 

В феврале 2014 года был предложен и даже практически одобрен проект внедрения BRT (bus rapid transit) – выделенные полосы для автобусного движения. Это двухуровневые пути с подземными пешеходными переходами. От проекта отказались, посчитав, что автобус перевезет 100 – 150 пассажиров за один раз, а ЛРТ –  600. В конце концов, BRT – это устаревший вариант ЛРТ.

Содружество китайских компаний

В итоге вернулись к решению строить ЛРТ. К строительству был привлечен консорциум теперь уже китайских компаний: «China Railway Asia – Europe Construction Investment Co., Ltd», «Beijing State-Owned Assets Management Co. и «China Railway No.2 Engineering Group Co., Ltd». Данный консорциум уже построил легкое метро в 25 городах Китая.

В марте 2015 года Премьер-министр РК (на тот момент) Карим Масимов подписал в Пекине меморандум о сотрудничестве по проекту ЛРТ. Компании реализуют проект благодаря финансированию финансового института Государственный Банк Развития Китая.

Оформление документов заняло два года и в январе 2017-го началось строительство. В результате был одобрен проект строительства линии надземного метро протяженностью 22,4 км от аэропорта до нового железнодорожного вокзала.

Не обошлось и без скандала. В марте 2017 года консорциум китайских компаний обратился с письмом на имя Нурсултана Назарбаева. Китайскую сторону смутило решение акимата создать дополнительную курирующую компанию – ТОО «Дирекция по строительству LRT». Подрядные компании заподозрили, что тем самым будут вставляться палки в колеса строительства. Конфликт был вовремя исчерпан, после того как было решено вести возведение по нормам КНР, но в соответствии с казахстанским регламентом.

Значимый охват

Станции решено было построить в десятиминутной пешей доступности для не менее 70 % населения, сосредоточенного в зоне влияния линии.

– Линия метро своим расположением охватывает значимые объекты Астаны, такие как Назарбаев Университет, ТРЦ «MEGA SILK WAY», многофункциональный комплекс «Абу-Даби плаза», Дом министерств, Национальный музей РК, вокзальный комплекс «Нұрлы жол», – отметили в ТОО «Дирекция по строительству LRT».

Через тернии к ЛРТ

Строительство комплекса легкорельсового транспорта в уже построенной столице осложнено тем, что возведение проходит в стесненных условиях. Производство работ происходит на центральных улицах города в условиях загруженого трафика. Не добавляют легкости и сложные климатические и инженерно-геологические условия.

Общественность интересовало, насколько устойчивы будут опоры системы. Ведь столичная почва болотистая и легко дает усадку.

– Касательно устойчивости опор информируем, что по результатам экспертной оценки конструктивных решений эстакады на соответствие требованиям технических регламентов РК по безопасности, прочность и устойчивость конструкций подтверждена, размеры сечений опор и их армирование достаточны, – следует из ответа ТОО «Дирекция по строительству LRT» на наш официальный запрос.

Новый проект – новые решения

Проект строительства ЛРТ – новый для Казахстана, и требует особенных подходов. Строители гордятся тем, что при реализации проекта используются как классические, так и новейшие инновационные технологии. К примеру, при производстве свайных работ бетонирование ведется с использованием марки бетона В50, обладающим высочайшими показателями прочности и устойчивостью к агрессивным факторам и морозам. Также применяются различные комплексные добавки для обеспечения прочности бетона. Применяемая инвентарная опалубка для возведения конструкций имеет специфическую форму, аналоги которой в Казахстане отсутствуют. При монтаже балок пролетного строения массой около 220 тонн будет использоваться специальная техника для доставки и монтажа таких крупногабаритных конструкций.

Будущее за вагонами

В Дирекции рассказали, как будут выглядеть вагоны для перевозки пассажиров. Предусмотрена поставка подвижного состава в количестве 19 единиц. Одна единица состоит из четырех вагонов-секций, общей вместительностью 650 человек.

– В связи с изменением ширины колеи по проекту, техническое задание на поставку подвижного состава также будет корректироваться. Производитель и стоимость подвижного состава будет определена по результатам тендерных процедур, – отмечают в компании.

Как сообщает «Дирекция по строительству LRT», в соответствии с условиями договора ЕРС срок ввода в эксплуатацию объекта составляет 36 месяцев. Открытие ЛРТ запланировано на декабрь 2019 года. По состоянию на 16 июля 2018 года объем выполненных работ по проекту составляет 15%. В 2018 году работы особенно активизировались, как заметили и сами астанчане.

Согласно технико-экономическому обоснованию, линия будет обслуживать пассажиров с 5.30 до 00.30 круглосуточно без перерывов в течение года.

Всего через семнадцать месяцев мы сможем лично оценить семилетние усилия.

Айгерим СЕЙФУЛЛИНА