joomla 1.6

Журнал «Транзит.Кz»

 

  • Более 12 лет успешной работы!
  • Все ключевые события в стране и в мире
  • Информация на русском и казахском языках
  • КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Подробнее...

Транзитная реклама

Акция:

при подписании годового контракта – скидка 20% 

Подробнее...

Контактная информация

Адрес:050008 г.Алматы,ул.Манаса 22Б,оф.36 ТОО"Алемтранзит" 
Тел: 8 727 379-90-70

Тел в Астане: 8(7172)600-590

Посмотреть на карте...

Рост экспорта благодаря логистике

Зерновой терминал в порту Актау за 16 лет своей работы перевалил 6 млн тонн зерна. После модернизации благодаря автоматизации всех процессов производственная мощность транспортных коммуникаций терминала позволяет принимать из вагонов до 3 тысяч тонн зерна в сутки и грузить на суда до 4 тысяч тонн. Такие улучшения сокращают простой железнодорожного и морского транспорта и повышают качественные показатели.

Отечественная пшеница признана на мировом рынке одной из самых высококачественных. В подтверждении этого говорит расширяющий с каждым годом список стран экспортеров, которые закупают у Казахстана зерно. Так, по данным Министерства сельского хозяйства РК, в прошлом году было собрано более 20 млн тонн зерна, 9 млн из которых отправлены на экспорт. Зерно и муку реализовали в 35 стран мира. Зерновые культуры закупили страны Средней Азии, Прикаспийского региона, а в Китай, Туркменистан и Иран было отгружено 7,8 млн тонн зерна и муки. Это 87 % всего объема экспорта зерна.

Сегодня Казахстан входит в 10-ку ведущих мировых экспортеров зерна. Это стало возможным не только благодаря наличию в стране огромных посевных площадей, благоприятным климатическим условиям, но и развитию транспортной инфраструктуры, логистики, где немаловажную роль играют зерновые терминалы.

Один из них – АО «Ак Бидай – Терминал» (дочерняя компания АО «НК «Продкорпорация») – находится в порту Актау на Каспийском море. За 16 лет своей работы терминал перевалил  уже 6 млн тонн зерна.

Технический прогресс

По окончании в стране уборочный страды в терминале начинается аврал. Сюда приходят грузовые вагоны с зерном из Северо-Казахстанской, Костанайской и Акмолинской областей. Каждый состав зерновых проходит через Мангистаускую областную территориальную инспекцию по карантину растений. Зерновые культуры проверяют не только на качество по определенным параметрам, но и на влажность и наличие зараженности вредителями.

Далее зерно принимает терминал, где его взвешивают на высокоточных электронных весах, сушат, очищают и отправляют на временное хранение. На территории терминала расположено 11 силосов, оснащенных системой активной вентиляции. Единовременно в них может храниться 22,5 тыс. тонн зерновых. Надо отметить, что терминал работает круглосуточно. Весь технологический цикл отгрузки зерна происходит при помощи автоматизированной системы управления.

По словам председателя правления АО «Ак Бидай – Терминал» Рафаиля Галямова, через актауский терминал львиная доля пшеницы и ячменя идет на экспорт в Иран.

Ранее, когда не было терминала в порту Актау, потребность зерна у Ирана была небольшая. Так как пшеницу приходилось доставлять по железной дороге через Узбекистан и Туркмению. Этот процесс занимал много времени, к вагонам предъявлялись высокие технические требования, действовали ограничения по весу при загрузке вагонов. К тому же и с финансовой стороны данный вид транзита был затратным из-за высоких железнодорожных тарифов, частых затяжных простоев на переходных станциях. С вводом  в 2002 году нового терминала в порту Актау водный маршрут для Ирана стал наиболее оптимальным.

– В 2007 году в терминале прошла модернизация загрузочного устройства, которое было полностью заменено на высокотехнологичное оборудование бельгийской компании «Виган». Это позволило увеличить объемы перевалки зерна с 350 до 600 тысяч тонн в год. Весь процесс приемки и отгрузки зерновых был автоматизирован. Помимо этого решен вопрос техники безопасности труда. Если ранее наши сотрудники в любую погоду стояли под открытым небом и вручную держали рукава по отсыпке зерна, то сейчас оператор сидит в специальной кабине и управляет всем процессом единым пультом, – говорит Рафаиль Галямов.

На реконструкцию предприятие потратило 280 млн тенге. На данный момент производственная мощность транспортных коммуникаций терминала по перевалке составляет до 350 тонн зерна в час, что обеспечивает возможность принимать из железнодорожных вагонов до 3 тысяч тонн зерна в сутки и отгружать в морские суда до 4 тысяч тонн.

Расширяя горизонты

По словам Рафаиля Галямова, уже долгие годы перед предприятием стоит главная цель – наращивание оборотов экспорта зерна. Поэтому в рамках агропродовольственной программы, направленной на стабилизацию и расширение экспорта казахстанского зерна, в 2006 году АО «Ак Бидай – Терминал» совместно с азербайджанскими коллегами построил зерновой терминал в порту Баку.

– В 5 силосах единовременно хранится 15 тыс. тонн зерновых. Ежегодная перевалка составляет 300 тыс. тонн. А в 2009 году на территории уже действующего терминала был построен мельничный комплекс, производственная мощность которого составляет 150 тонн зерна в сутки и до 50 тысяч тонн зерна в год, – рассказывает председатель правления.

Мельница и терминал также оборудованы автоматизированной системой управления всем технологическим процессом.

Однако стоит отметить, что в последние годы объем закупа отечественного зерна Азербайджаном снизился. Это связано, прежде всего, с дорогой логистикой. Сегодня Азербайджан все больше переориентируется на зерновые культуры России.

Между тем наращиваются обороты экспорта зерна в Иран. В 2010 году совместно с иранским предприятием в порту Амирабад был возведен зерновой терминал мощностью единовременного хранения зерновых до 54 тыс. тонн. Ежегодная перевалка зерна терминала составляет 700 тыс. тонн.

На данный момент с АО «Ак Бидай – Терминал» работает свыше 80 компаний. Однако документооборот между экспортерами зерна и терминалом исключен.

– Согласно Закону  РК «О зерне», работой с экспортерами занимаются экспедиторские компании. То есть экспортер заключает с экспедиторской компанией договор, согласно которому та нанимает вагоны, поставляет их, занимается отгрузкой и т.д. Зерновой терминал не имеет к этому никакого отношения, – поясняет Рафаиль Галямов.

Между тем, одной из проблем, которая присуща всем портам, и не только в нашей стране, является нехватка вагонов для отгрузки зерна после уборочной страды. По словам Рафаиля Галямова, пока больших проблем с наличием подвижного состава нет. Однако и аврала еще не наблюдается, ведь не наступил  период уборки. Как правило, самый разгар отгрузки зерна на экспорт начинается в сентябре.

– Конечно, говорить о том, что проблем вообще нет, – не правильно. Но экспортеры нашли выход из сложившейся ситуации, в данном случае мы говорим про крупные предприятия. Они могут себе позволить содержать вагонный парк. Компании закупают вагоны у России и Украины и перевозят свое зерно самостоятельно, – уточнил руководитель терминала.

Как  решают проблему с нехваткой вагонов экспедиторские компании, работающие напрямую с экспортерами, мы расскажем в следующем выпуске.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ,

Мангистауская область

Фото: пресс-служба  АО «Ак Бидай-терминал»