joomla 1.6

Журнал «Транзит.Кz»

 

  • Более 12 лет успешной работы!
  • Все ключевые события в стране и в мире
  • Информация на русском и казахском языках
  • КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Подробнее...

Транзитная реклама

Акция:

при подписании годового контракта – скидка 20% 

Подробнее...

Контактная информация

Адрес:050008 г.Алматы,ул.Манаса 22Б,оф.36 ТОО"Алемтранзит" 
Тел: 8 727 379-90-70

Тел в Астане: 8(7172)600-590

Посмотреть на карте...

Карты, деньги, города

С 21 июля 2018 года стоимость наличного расчета в Астане повысилась в 2 раза. Для пользователей карт оплаты Astra проезд доступен по прежней цене, кроме некоторых пригородных маршрутов. Реформа не прошла гладко: помимо самого удорожания, астанчан ждал еще один «сюрприз» – деньги на карту поступали с опозданием в сутки.

Поскольку у пользователей скопилось немало вопросов, мы решили обратиться к столичному перевозчику. А также сравнили тарифную политику Астаны и Алматы, где электронная система оплаты проезда внедрена раньше.

Опыт южной столицы

Систему безналичной оплаты за проезд первыми внедрили в Алматы. Проект «ОҢАЙ!» запустили в октябре 2015 года. Тогда не верилось, что в Казахстане можно будет оплачивать проезд специальными картами. Такая мера полюбилась далеко не всем: начались недовольства пассажиров, которые привыкли отдавать мелочь в обмен на билет; кондукторы и водители лишились дополнительного заработка.

Менее 10% жителей южной столицы приобрели карты в первый год. Около 100 тысяч куплено с момента запуска и до полного перехода на безналичный расчет.

Вторая волна недовольств пошла, когда 11 января 2016 года в Алматы осуществили полный переход на ЭСОП (электронную систему оплату проезда).

В тот же год, в октябре, в Астане начали постепенно внедрять электронную систему оплаты за проезд. Компания «Aстана LRT» при поддержке столичного акимата ввела карты оплаты Astra Plat. Столичные жители, казалось, и сами были не против удобных карт, если бы не: проблемы с пополнением карты, не всегда исправное оборудование и вопросы по поводу ранее бесплатных пересадок. К тому же, сказалось на настроении населения и повышение стоимости оплаты проезда за наличный расчет.

 

Как в Европе

 

Первопроходцы «ОҢАЙ!» за основу использовали российскую систему банковских платежей. Директор ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» Садир Хамраев, рассказал, что у процессинга большой потенциал – карта может стать «mast have» для жителя мегаполиса, упрощая оплату за проезд, услуги и еду.

– В России эта система обеспечивает банковские платежи. Есть Центр финансовых технологий России, который разрабатывает программное обеспечение для крупных банков, межбанковские переводы «Золотая Корона». По сути, это идентичные с нашей платежные программы. Наш процессинг ничем не уступает банковским системам», – отметил Садир Хамраев.

То касается системы Astra, то в разработке использовали опыт подобных систем оплаты России, Италии, Франции, Германии, Великобритании, Израиля, Кореи и США. Как сообщает компания-перевозчик, с внедрением ASTRA Plat действовали различные тарифы, мотивирующие пассажиров переходить на безналичный расчет. Например, ранее при покупке 10 поездок, 11-я обходится бесплатно.

– Первоначально на картах были не деньги, а поездки, которые действовали по отдельным тарифам «Город», «Пригород», «Экспресс». В июне 2018 года систему перевели на транспортный кошелек. То есть теперь с карт просто списывается соответствующая стоимость проезда, что исключает путаницу, – объяснили в компании «Astana LRT».

Электронная система оплаты удобна в части регулирования транспортной системы в городах-мегаполисах. Автопарки видят реальный оборот, планируют маршруты. За счет транзакций по картам высчитывается точный пассажиропоток в Астане и Алматы, это позволяет властям высчитывать размеры субсидий для льготной категории граждан.

Стерпится – слюбится

В обоих городах доступны два варианта оплаты проезда: транспортной картой и наличными средствами с получением разового билета. То есть при внедрении ЭСОП у пассажиров остается право оплаты проезда наличными средствами.

Сегодня в Алматы реализовано 1,8 млн карт «ОҢАЙ!» при том, что население города достигает полутора миллионов человек. Получается, каждый житель добровольно приобрел 1-2 транспортные карты.

– Я считаю, что на сегодняшний день мы закрыли весь объем карт – 95% пассажиров уже имеют на руках «ОНАЙ!». Если считать по транзакциям, то 97% пассажиров Алматы проходят по безналичному расчету и только 3% по наличности, – добавил директор холдинга.

Доля использования транспортной карты Astra в Астане за прошедший июль достигла 87%. По данным обслуживающей компании, за месяц продано 200 867 карт, большую часть при этом реализовали с момента корректировки тарифа по безналичному расчету с 90 до 180 тенге (136 867 проданных карт за 9 дней). С 21 по 30 июля транспортной картой хотя бы один раз валидацию произвели 327 тысяч пользователей, в том числе 58,5 тысяч льготников.

Но не всегда оплата проходит с первого раза. В том случае, если система неисправна, пассажир, пользующийся электронной картой оплаты «имеет право на бесплатный проезд». Так прописано в постановлении акимата Астаны от 28 июня 2018 года.

Транспортная реформа

В столице с 21июля 2018 года все желающие кондукторы постепенно переходят на новую должность – консультанта по ЭСОП. Теперь в их обязанности входят объяснение пассажирам правил пользования транспортной картой и способов добраться до пункта назначения. Упразднение функций кондукторов связано с переходом к безкондукторной системе, так электронная система оплаты за проезд предусматривает полную самостоятельность пассажира.

Транспортники уверяют, что с введением безналичного расчета за проезд  улучшилось качество обслуживания пассажиров, наблюдается прозрачность налоговых поступлений и безопасность движения. В октябре 2015 года уровень оборота всех перевозок Алматы составлял около 700 миллионов тенге, за аналогичный месяц 2017 года показатель превысил 1 млрд тенге.

– За счет того, что налоги уплачены, у бюджета появилась возможность реинвестировать эти же деньги в транспортную систему. К примеру, власти смогли выплачивать компенсацию за перевозку льготных граждан, производить субсидирование, – поясняет Садир Хамраев.

Кроме того, в Алматы в скором времени будут адаптировать к единой системе и пригородные маршруты, которые раньше относились к областным.

Ценовой вопрос

На вопрос, будут ли жители Астаны и Алматы платить больше по безналичному расчету за проезд, транспортники ответили единогласно «да». Цена билета в общественном транспорте складывается с учетом затрат на ГСМ, ремонт и техобслуживание, зарплаты водителей и кондукторов/консультантов, количество льготной категории граждан, пользующихся общественным транспортом. То есть повышение тарифов – объективная необходимость, отмечают перевозчики.

Оплата стоимостью 90 тенге за проезд в городских маршрутах Астаны была установлена еще в 2014 году.

– Уровень накопленной инфляции с августа 2014-го до начала 2018 года составляет более 35 %. Рост потребительских цен влияет практически на все статьи расходов перевозчиков. Цены на топливо с 2014 года подорожали более чем на 50 %, а уровень зарплаты вырос на 20%. Расходы перевозчиков росли, но мы все еще держали цены на билеты на прежнем уровне, – рассказала руководитель департамента по связям с общественностью ТОО «Astana LRT» Науат Азанбаева.

По словам Садира Хамраева, пересмотреть тариф в Алматы планировали еще в 2015 году. Однако акимат города начал субсидировать перевозки. Если стоимость на ГСМ увеличивается, то и затраты на бюджет увеличатся пропорционально.

– В любом случае тариф поднимется. Потому что на территории Казахстана уже во многих городах проезд стоит уже 90 тенге. А сегодня средний тариф по городу составляет 150 тенге. Есть маршруты, на которых он доходит до 3000 тенге, и эту разницу субсидирует бюджет. После девальвации стало тяжело, так как многие запасные части завозят из зарубежья. К тому же, цена на дизельное допливо повысилась, – объясняет директор Транспортного холдинга Алматы.

По информации транспортного холдинга, 35 – 40 % пассажиров в Алматы пользуются пересадками. Но возможности сделать ее бесплатной пока нет.

– Во-первых, это не зависит от транспортного холдинга. Бесплатная пересадка не выгодна для перевозчиков. Такое можно будет ввести, только если бюджет будет готов компенсировать затраты, – пояснил директор транспортного холдинга Садир Хамраев.

В системе Astra, напротив, есть возможность бесплатной пересадки. При регистрации проезда в городском и экспресс-маршрутах можно в течение 60 минут затем пересесть на другой автобус. На пригородных маршрутах одна бесплатная пересадка действует в течение того же времени по приезде в город.

В Астане за последние четыре года количество маршрутов увеличилось с 54 до 63. При этом число ежедневно курсирующих на линии автобусов возросло на 22 %. По данным компании «Астана LRT», 358 новых транспортных средств закупили в 2014 году и еще 380 – в 2017-м.

Задержки – из-за режима

Как выяснилось, механизм оплаты проезда в Астане имеет offline-систему. При пополнении баланса деньги поступают в течение 12 – 24 часов. Но операторы астанинской системы Astra планируют ввести функцию online-пополнения баланса осенью 2018 года.

– После того, как пассажир пополнил транспортную карту, ему необходимо произвести активацию тарифа. При входе в автобус нужно приложить карту к валидатору и удерживать до 10 секунд. После чего появится надпись «Пополнение – Ок». И пассажир продолжает свой путь по маршруту, – отмечают в столичной компании.

Алматинская система электронного билетирования «ОҢАЙ!» функционирует за счет частных инвестиций. Холдинг называет себя независимым субъектом транспорта, но в то же время выполняет функцию диспетчерского управления совместно с акиматом.

– Почему мы выбрали именно online-систему? Потому что это является удобным для пассажиров. Ты пополнил карту – и деньги сразу упали. Многие даже сидя в автобусе делают пополнение через мобильное приложение или мобильный банкинг. Баланс карты хранится на вашем персональном расчетом счете – уникальном номере карты, – сказал Садир Хамраев.

Внедрение обеих систем оплаты проезда в общественном транспорте («ОНАЙ!» и Astra) обосновывают главной целью – создание комфорта для пассажиров и повышение привлекательности общественного транспорта. От отрывных билетов в Казахстане отказываются постепенно, безналичные системы только начинают приживаться. Опыт показывает, что не всем понятны механизмы их работы.

Будут ли другие города Казахстана перенимать опыт главных городов, нам еще предстоит узнать.

Шолпан ЖАБАЕВА

Фото пресс-службы Транспортного холдинга города Алматы, Astana LRT и из архива редакции