joomla 1.6

Журнал «Транзит.Кz»

 

  • Более 12 лет успешной работы!
  • Все ключевые события в стране и в мире
  • Информация на русском и казахском языках
  • КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Подробнее...

Транзитная реклама

Акция:

при подписании годового контракта – скидка 20% 

Подробнее...

Контактная информация

Адрес:050008 г.Алматы,ул.Манаса 22Б,оф.36 ТОО"Алемтранзит" 
Тел: 8 727 379-90-70

Тел в Астане: 8(7172)600-590

Посмотреть на карте...

«Мы интенсивно развиваем новые транзитные маршруты»

Казахстан занимает выгодное географическое положение, связывая Европу и Азию межгосударственными транспортными коридорами. Только за последние семь лет обеспечен рост нового транзитного сухопутного потока между Китаем и Европой почти в 200 (!) раз. Порядка 70% перевозок в этом направлении осуществляется по трансказахстанским маршрутам.

О дальнейшем развитии транзитных перевозок, улучшении логистического климата, внедрении современных технологий в перевозочный процесс мы побеседовали с Председателем Правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Канатом Алпысбаевым. 

 Транзит для Казахстана является сейчас ключевым направлением развития, и ҚТЖ проводит разностороннюю работу для привлечения грузов на нашу территорию. Канат Калиевич, какова динамика в сфере железнодорожных перевозок, изменилась ли номенклатура грузов с начала текущего года?

 

– Прежде всего, отмечу, что в первом полугодии мы выполнили запланированные основные финансово-производственные показатели и достигли роста к аналогичному периоду 2017 года.

Грузооборот увеличился на 9% и составил 106,5 млрд тонно-километров. Погрузка выросла на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – со 113,2 млн тонн до более 120 млн тонн. При этом план перевыполнен на 3%.

Какова номенклатура перевозимых грузов и по каким из них  достигнут наибольший рост объемов погрузки?

– Основную долю в структуре погрузки составили уголь (40,7%), железная руда (10,3%), строительные грузы (8,4%), цветная руда (8%) и прочие грузы (12,3%). Наибольший рост достигнут в погрузке зерна, строительных грузов, химических и минеральных удобрений, железной руды, черных металлов, химикатов и соды.

Доходы и рентабельность (EBITDA margin) на 19% превысили результат аналогичного периода прошлого года.

При этом 26% дохода компании обеспечили доходы от транзитных перевозок, занимая при этом всего 14% в общем объеме грузооборота.

Это результат реализации стратегии роста транзитных мультимодальных перевозок, реализуемой АО «НК «ҚТЖ» с 2010 года.

А в целом же мы постепенно снижаем зависимость от конъюнктуры сырьевых рынков, наращиваем долю высокодоходных и контейнеропригодных грузов, обеспечиваем диверсификацию направлений перевозок.

– Расскажите подробнее о развитии транзитных перевозок. Какие направления сейчас особенно интересны для нашей страны?

– Рост в сегменте транзитных и мультимодальных транспортно-логистических услуг предусматривается за счет следующих составляющих. Это развитие новых компетенций и интеграция услуг в единый логистический сервис; выход на новые сегменты рынка и предложение новых транспортных «продуктов»; формирование внутренней и внешней сети ТЛЦ; развитие сухогрузного флота; формирование партнерств и альянсов, а также институциональное развитие международных транспортных коридоров.

Подчеркну, что благодаря государственной поддержке осуществляется широкомасштабное строительство и модернизация инфраструктуры трансказахстанских коридоров. Развиваются стратегические альянсы, новые транзитные маршруты в ключевых направлениях:

  • из Китая в Европу через территорию Казахстана, России и Беларуси (Северный ТАЖМ);
  • из Китая в Европу через Каспий, Азербайджан, Грузию и Турцию (ТМТМ);
  • из Китая в Центральную Азию и страны Персидского залива;
  • коридор «Север-Юг».

Эффективность реализации стратегии налицо. Буквально за 7 лет обеспечен почти 200-кратный рост нового транзитного сухопутного потока между Китаем и Европой, доведен уровень обратной загрузки из Европы до 60%.

– Как строится работа в рамках стратегических альянсов КТЖ с транспортно-логистическими компаниями? Какие преимущества дает работа в рамках данного сотрудничества?

– Все озвученные выше результаты достигнуты благодаря  проводимой системной работе в рамках стратегических альянсов с транспортно-логистическими компаниями других стран, по территории которых  проходят транзитные грузопотоки.

Перевозки из Китая в Европу через ЕАЭС развиваются нами в рамках Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), созданной с партнерами по Евразийскому экономическому союзу с железнодорожными администрациями России и Беларуси.

Перевозки по Транскаспийскому маршруту мы развиваем в рамках одноименной ассоциации с участием железнодорожных, морских администраций и логистических операторов Казахстана, Китая, Азербайджана, Грузии, Турции, Украины, Польши и Румынии. Общий объем перевозок по ТМТМ за первое полугодие 2018 года составил 561,4 тыс. тонн, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

ҚТЖ активно развивает контейнерные перевозки. За счет каких факторов строится эта работа?

– Дополнительный импульс экспортным контейнерным перевозкам по маршруту ТМТМ придал запуск паромного комплекса порта Курык и железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс. Новые инфраструктурные мощности обеспечили нам возможность выполнять прямые перевозки по железной дороге до южных и западных портов Турции и выход в Средиземноморье, а также позволили контейнеризировать ряд зерновых грузов Казахстана в экспортном сообщении.

В текущем году перевезено уже 1169 контейнеров с казахстанскими зерновыми грузами по новой железнодорожной линии Баку – Ахалкалаки – Карс в Турцию.

Вместе с тем в целях наращивания транзитных грузопотоков в Центральной Азии мы успешно сотрудничаем с грузоотправителями и железнодорожными администрациями Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Грузии, Туркменистана. С Узбекистаном и Туркменистаном ведется совместная работа по росту объемов перевозок в направлении Афганистана и Ирана.

По итогам первого полугодия перевозки в направлениях Китай/Азия – Европа – Китай/Азия выросли в 1,4 раза к уровню 2017 года, составив 109 тыс. ДФЭ (двадцатифутовых эквивалентов). Объем контейнерных перевозок составил 206,6 тыс. ДФЭ, что на 39,5% выше уровня 2017 года. В целом транзит вырос на 23% по сравнению с прошлым годом – с 6,8 млн тонн до 8,3 млн тонн, при этом план перевыполнен на 7%. 

До конца года перед нами  стоит задача довести объем контейнерных транзитных перевозок до 526 тысяч ДФЭ, уровень обратной загрузки - до 70%, а доходы от транзита - до 40%. 

 

– С какими крупными мировыми игроками работает ҚТЖ? Что привлекает их к сотрудничеству с казахстанской национальной компанией?

– Нам есть что предложить нашим партнерам. Это активная маркетинговая кампания, конкурентоспособные сроки и стоимости перевозки, эффективные логистические решения. Все это  позволяет привлекать новых клиентов и запускать новые маршруты.

С развитием транзитных перевозок и улучшением логистического климата в стране, все больше крупнейших глобальных игроков вкладывают свои инвестиции в наши логистические проекты.

Показателен пример вхождения в капитал Сухого порта СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» одного из крупнейшего мирового контейнерного оператора – компании Cosco Shipping, а также порта Ляньюньган. По сути, это новый формат стратегического сотрудничества, обеспечивающий синергию, интеграцию грузовой базы и систем планирования, что позволит выбирать оптимальные маршруты транспортировки из Китая в Европу с учетом конкурентных преимуществ сухопутного и морского видов транспорта.

С 2013 года в управлении СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и портом Актау успешно принимает участие крупнейший оператор морских и сухих терминалов и свободных зон компания DP World. На платформе DP World (Dubai Trade) в ближайшее время будет внедрена система Портовой коммуникации (PCS) на терминалах и портах, работающих с контейнерами и мультимодальными операциями. Привлекательность и перспективность СЭЗ подтверждает и заинтересованность частного бизнеса в развитии складской сети на территории Хоргоса. Компания Verno Group реализует проект на территории СЭЗ по строительству трех современных складов класса А общей площадью до 40 тыс. кв. метров на общую сумму 20 млрд тенге. Срок окончания строительства – 2019 год. 

Қазақстан Темір Жолы активно участвует в реализации государственных задач по внедрению цифровых технологий во все сферы экономики. Ваши проекты вошли в программу «Цифровой Казахстан». Расскажите подробнее, какой эффект приносит компании цифровизация?

– Мы разработали Стратегию «Цифровая железная дорога» на 2018 – 2022 годы. Она предусматривает реализацию 21 проекта, два из которых исполняются в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан».

Стратегия охватывает все ключевые направления деятельности ҚТЖ: пассажирские, грузовые и мультимодальные перевозки, железнодорожную инфраструктуру и корпоративное управление.

На сегодняшний день в грузовых перевозках запущены сервисы онлайн отслеживания грузов, электронного замка по сохранности груза и оперативного реагирования на попытки несанкционированного доступа к нему.

Сейчас все грузоотправители Казахстана осуществляют планирование и оформление перевозок посредством автоматизированной системы управления договорной и коммерческой работы (АСУ ДКР). Для этого обеспечен стопроцентный охват станций, открытых для грузовых операций, а это порядка 456 железнодорожных станций. В АСУ ДКР задействовано более 7 000 специалистов АО «КТЖ-Грузовые перевозки» и порядка 24 тысяч грузоотправителей. Система обеспечивает оперативность, прозрачность и эффективность производственных процессов.

Преимущества системы по достоинству оценили грузоотправители. Клиенты отмечают, что внедрение АСУ предоставило им возможность, не выходя из дома, только имея доступ к Интернету, получать услуги по перевозке грузов.

При этом переход на электронное обслуживание позволил сократить процесс планирования перевозки с 11 часов до 5 минут во внутриреспубликанском сообщении, с 35 часов до 1 часа – в экспортном.

В программу «Цифровой Казахстан» входит и внедрение АСУ «Магистраль». Это позволит проводить цифровую диагностику всей магистральной сети за 15 дней вместо 180 дней, то есть в 12 раз увеличит цикл осмотра путей. В рамках  развития железнодорожной инфраструктуры Компания ставит задачу перейти к обслуживанию по фактическому состоянию и покомпонентному ремонту инфраструктуры уже в этом году.

Также в 2018 – 2020 годах планируется внедрить Центр управления движением поездов для контроля поездной ситуации на участках в режиме онлайн.

В настоящее время внедряется терминально-складская система и центр обработки данных «Nomad», что систематизирует бизнес-процессы от организации перевозки до терминально-складских операций. При этом система интегрирована со службами таможенного контроля и системами E-gov. Также данная система внедрена и тиражируется в пилотном режиме в порту Курык, а в перспективе заработает на всех транспортно-логистических активах Компании.

Цифровизация процессов транспортировки и их интеграция с таможенными и другими службами обеспечивает упрощение и значительное сокращение времени прохождения границ, что в целом повышает привлекательность перевозок через Казахстан.

Системность подхода и прогресс в развитии транспортно-логистической отрасли Казахстана наглядно отраженs в обновленном рейтинге Всемирного банка по эффектности логистической системы (LPI). В рейтинге 2018 года Казахстан улучшил свои позиции и занял 71 место среди 160 государств, что выше показателей 2016 года (77 место). Улучшению рейтинга способствовали достижения по ускорению сроков доставки товаров (улучшение на 42 позиции), повышение эффективности таможенных органов (улучшение на 21 позицию), а также улучшение компетенций в логистике.

Наблюдая эффективность предпринимаемых мер, планирует ли Компания ввести другие цифровые новшества в ближайшее время?

– Ожидается несколько таких проектов. И все они будут работать на привлекательность, открытость Компании, как для клиентов, так и для инвесторов. Сейчас, к примеру, мы совместно с компанией General Electric реализуем проект по внедрению системы Trip Optimizer. Это поможет сократить эксплуатационные расходы, уровень вредных выбросов, увеличит скорость доставки грузов. На сегодняшний день проведена оцифровка участка железнодорожного пути Алматы – Актогай – Алматы. И в рамках первого этапа планируется установка системы на 5 грузовых локомотивах серии ТЭ33А.

Кроме того, в целях организации движения по энергоэффективному графику и эффективному планированию перевозочного процесса мы внедряем систему разработки прогнозных графиков движения поездов, которая позволит повысить точность планирования и сократить ручной труд.

Также мы планируем использование блокчейн технологий при декларировании временного ввоза транспортных средств международной перевозки. Открытая публикация данных из деклараций позволит улучшить контроль за сроком временного ввоза транспортных средств и сократить издержки декларантов и перевозчиков в части штрафных санкций за несоблюдение срока временного ввоза и простоев за счет полной, актуальной и доступной информации о сроках временного ввоза.

– Значительная работа проводится и по цифровизации процессов в мультимодальных перевозках...

– Да, параллельно ҚТЖ ведет работу по цифровизации процессов в мультимодальных перевозках, которая, в первую очередь, направлена на решение задачи роста транзитных контейнерных перевозок.

Так, к примеру автоматизация процессов СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» позволила сократить прохождение транспорта через КПП с 10 минут до 30 секунд, затраты участников при регистрации с 2 000 € до 200€.

Для снижения времени обработки заказов и выбора оптимального логистического маршрута внедряется интегрированная платформа управления мультимодальными перевозками по принципу «единого окна».

– Какая работа ведется в этом направлении в сфере пассажирских перевозок?

– Как вы знаете, с 1 июля внедрена система динамического тарифного управления для формирования гибких тарифов в зависимости от сроков покупки, спроса на перевозки, сезонности и других факторов. Также функционирует единая служба учета обращений (ЕСУО) и получения справочной информации.

В рамках задач по цифровизации процессов в 2018 году планируется увеличить долю продаж электронных билетов с 64% до 75%, внедрить систему управления персоналом.

Кроме того, в рамках проекта «Цифровой вокзал» 18 вокзалов будут обеспечены цифровыми сервисами для клиентов: Wi-Fi, ТВ, информационные табло, пункты интерактивной навигации, виртуальный онлайн кассир.

– В АО «НК «ҚТЖ» продолжается реализация программы трансформации бизнеса. Каковы ее первые результаты?

– Эта  программа направлена на качественные перемены в деятельности Компании и открывает новые возможности для достижения поставленных стратегических целей.

В 2017 году мы приступили к практическому внедрению изменений по автоматизации основных бизнес-процессов, имплементации новой культуры производственной безопасности, обеспечению прозрачных и упрощенных процедур закупа, перехода на целевую организационную структуру.

В мае текущего года утвержден План мероприятий по реализации Программы трансформации АО «НК «ҚТЖ» на 2018 – 2021 годы. Данный документ включает детализированные задачи, а также отражает пять основных инициатив Программы трансформации. В их числе реинжиниринг и цифровизация бизнес-процессов, упрощение юридической структуры, вывод компании на IPO.

Уже начата работа по исполнению поставленных задач в рамках данного плана, а также формируется Дорожная карта на 2019 – 2021 годы.

Реализация проектов в рамках Программы трансформации бизнеса по итогам прошлого года обеспечила выгоды в размере 10,2 млрд тенге. В этом году экономический эффект от реализации Программы трансформации ожидается в размере 16,8 млрд тенге. В целом же до 2021 года в рамках ее реализации ожидаются чистые выгоды в размере 61 млрд тенге.

Для железной дороги главным критерием является обеспечение безопасности движения. А как готовятся кадры, имеющие непосредственное отношение к этой деятельности?

У нас успешно функционирует система корпоративного обучения. Она предусматривает различные механизмы по обучению и повышению квалификации для каждой категории персонала.

За первое полугодие  2018 года 8 920 работников компании прошли профессиональное обучение.  В целом, запланировано обучение 15 788 работников.

Разработано 235 учебных программ по различным железнодорожным специальностям. Во всех учебных программах, в зависимости от вида обучения, включены часы по изучению безопасности движения поездов.

При отборе производственного персонала, связанного с безопасностью движения поездов, уделяется особое внимание определению профессиональной пригодности. Используется универсальный психодиагностический комплекс (УПДК) для исследования внимания, памяти, мышления и личностных компетенций персонала. Будущий специалист сдает квалификационный экзамен по итогам испытательного срока. Экзамен проводится на знание инструкций по безопасности и охране труда, технике безопасности, электробезопасности, по движению поездов и маневровой работе и многому другому.

– АО «НК «ҚТЖ» является одной из социально ориентированных компаний в Казахстане. Будет ли продолжена такая политика? 

Безусловно, мы и впредь намерены заботиться о наших людях и их социальном благополучии. На постоянной основе проводится анализ социальной удовлетворенности работников. С учетом интересов и потребностей работников совершенствуется социальный пакет.

Средства, выделяемые АО «НК «ҚТЖ» на обеспечение социальных льгот и гарантий работникам и пенсионерам отрасли, ежегодно возрастают. Например, бюджет социальных льгот на 2018 год предусмотрен в сумме 9 млрд. тенге, что выше фактического уровня 2017 года на 21%.

Мы будем и дальше работать над тем, чтобы  наши работники жили достойно и уверенно смотрели в будущее.